Популярные вопросы, ответы, новости:

Разделы вопросов и ответов:




Календарь:
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Бизнес/Финансы → Как возникла банковская система?

Как возникла банковская система?Родиной банковского дела следует считать древнюю Месопотамию, т.к. зародилось оно в недрах шумерских храмов.
Ведь что такое храм на Древнем Востоке? Не что иное, как хранилище ценностей! И все, у кого было что хранить - доверяли всё движимое имущество храмам. Ибо на роль сберегательного банка храм подходил идеально - добротно и прочно построен, превосходно охраняем, а уж в порядочности жрецов вкладчики не сомневались ни на йоту.

Сперва храмы имели дело преимущественно с товарными деньгами, ведь заказать кредитную карту тогда никто не мог. Всеобщим эквивалентом денег на Древнем Востоке поначалу служили зерно и скот. И осуществляли преимущественно кассовые операции, связанные с сохранением и учётом этих ценностей.

А когда в связи с несовершенством этих мычащих и блеющих «денег», отгоняющих слепней, в повседневный обиход стало входить серебро - портативный, делимый, редкий и сохранный эквивалент, то храмы намеренно старались затянуть процесс постепенного вытеснения товарных денег металлическими. Потому что отныне закрепилась за храмами ещё одна функция - к перечисленным уже денежным операциям, осуществляемым ими, добавилась обменная!

Дальше - больше. Поскольку вклады, как государственные, так и частные, продолжали исправно поступать в храмовые сокровищницы, храмы стали предоставлять часть этих депозитов тем, кто нуждался в зерне либо в серебре. Ясное дело, что не бесплатно, а за вознаграждение.

Итак, практика частных вкладов появилась, если верить документам той эпохи, ещё в храмах Шумера в первой половине III тысячелетия до н.э.

А в эпоху третьей династии Ура (2112 - 2004 гг. до н.э.) зафиксированы и первые случаи займа ячменём либо серебром, предоставляемые храмами частным лицам. Займы эти тщательно регистрировались, и тогдашние писцы при свидетелях усердно выцарапывали на сырой глине первые в истории платёжные обязательства...

Впрочем, в поразительном государстве, носящим имя III династии Ура, банковскому делу было особо не развернуться. Ведь ссуды предоставлялись под залог личного имущества частного лица. Чаще всего - его земли или его личной свободы. А что мог предоставить в залог погашения кредита тот, кто не располагал ни тем, ни другим - не совсем понятно...

Ведь государство это было донельзя централизовано, все его хозяйства - слиты и унифицированы, а всё работоспособное население - обречено за строго фиксированный паёк от зари до зари, под неусыпным, тотальным контролем вкалывать на полях во славу бога Нанны.

Все земельные фонды страны, и всё, что на земле - и скот, и несчастные работники - принадлежали государству в лице храма бога Нанны, верховным жрецом которого был царь.

Дальнейшее своё развитие кредитные отношения получили у ассирийских торговцев, которые в XIX веке основали свои колонии в юго-восточной Малой Азии. Важнейшей из таких колоний был Канеш (Неса), что на каппадокийском плато.

Дело в том, что караванная торговля между Ашшуром и Канишем была возможна не иначе, как с помощью кредитных операций. Ведь караванное путешествие из Верхней Месопотамии в Каппадокию могло длиться несколько месяцев.

И было так: ассирийский купец в Канише ссужал караванщику некую сумму наличным серебром на закупку такого-то товара в Ашшуре. И тот - подтверждал признание долга на глиняной дощечке.

Кстати, именно тогда аккадское слово «тамкар», обозначавшее ранее купца или торговца, обрело новый смысл - "заимодавец, ростовщик".

Так вот, если ссудивший караванщика серебром тамкар терпел требующие восполнения убытки, или не хотел подвергаться риску (ведь на таком долгом и трудном пути с караваном могло случиться всё, что угодно!), словом, если ему срочно, до возвращения каравана требовались деньги - он мог продать свой глиняный контракт, нацарапанный караванщиком, любому другому тамкару, согласному его купить.

И купивший этот контракт (иначе как фьючерсным его и не назовёшь!) тамкар тотчас становился собственником пребывающих в путешествии товаров, и, по возвращении каравана - мог требовать своё!

Такую же, покрытую клинописными знаками, глиняную дощечку получал от храмового персонала и владелец частного вклада. И предъявив эту дощечку в любом другом месопотамском храме, имел право на получение из храмовых закромов своего серебра. Потому что дощечка была снабжена волшебной фразой вроде: «Он должен уплатить владельцу этой таблички...»

А так как сеть храмов в Древней Месопотамии была чрезвычайно разветвлённой, то подобные трансферы платежей максимально упрощались.

© «1001vopros», при копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Комментариев: 0
 (голосов: 1)



Спасибо еще не выражали (авторизуйтесь, чтобы сказать Спасибо)


Похожие новости по теме:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Наверх