Основным сырьём для производства тканей в Месопотамии была шерсть. А лён, хотя и был известен, но рос в Месопотамии плохо, и потому полотна приходилось ввозить из самого Египта, и стоили они очень недёшево. Тогда не было еще смесовых тканей, из которых изготавливается сейчас удобная одежда для работы и повседневной носки и льняная одежда повсеместно была роскошью. Лишь цари, жрецы да сановники могли позволить себе носить одеяния из полотна.
Основными поставщиками шерсти изначально были шумерские храмы, ибо располагали обширными пастбищами и тучными стадами.
Лица же частные получали шерсть от храмов - в виде «кормления» и «содержания». Либо же покупали шерсть на рынке - возможности разводить овец на своих небольших участках они не имели.
Первоначально для получения шерсти овец и ягнят выщипывали. Лишь на рубеже VII и VI веков, когда были изобретены железные ножницы - выщипывание сменилось стрижкой.
Первые металлические ножницы, кстати, мало напоминали современные - они скорее походили на пинцет, снабжённый двумя лезвиями на концах. И годились только для стрижки овец.
Снятая шерсть подвергалась очистке и промывке. Лён, соответственно, трепали и прочёсывали. После чего шерсть и лён пряли - обычно женщины, используя веретено с пряслицей.
Овечья шерсть, в натуральном своём виде, виде могла быть только белой, бурой и чёрной. Потому ещё до прядения её передавали красильщику. Лён же, напротив, окрашивали уже после прядения.
В качестве красителей - марена и охра. Секретом же окрашивания тканей пурпуром - владели только финикийцы. Однако чаще всего ткань, особенно шерстяная, просто отбеливалась на солнце - так как красители были привозными, и стоили они недёшево.
Обычно каждая семья обеспечивала себя тканью для одежды сама. Шумерские же храмы, владея большими стадами мелкого скота, ещё в III тыс. до н.э. располагали ткацкими мастерскими с целым штатом работниц.
Трудовые процессы в этих храмовых мастерских были специализированы - одни женщины занимались очисткой льна, другие - мытьём шерсти, третьи пряли, четвёртые ткали, пятые вышивали и т.д. Кроме того, мастерские эти обучали работниц своему ремеслу. Первоклассная ковровщица или прядильщица виссона получалась лет за пять.
А вот ткачихи, в зависимости от материала, с которым имели дело, подразделялись на мастериц льноткачесва и шерстоткачества. Знаменитые вавилонские ткани, не уступающие египетскому виссону, выделывались на простых горизонтальных станках именно ими.
Ткачество было весьма трудоёмким занятием - изготовление отреза длиной в аршин и шириной в локоть требовало около шести часов кропотливого труда.
А выделка скажем, узорных тканей и вовсе требовала особой квалификации - золото и серебро требовалось очень тонко расплющить молоточком, да нарезать тонкими ломтиками, и только потом - вытянуть в нити. Работа была весьма сложна - дневная норма выработки одной мастерицы составляла всего лишь ладонь (три вершка) такой ткани.
© «1001vopros», при копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Основными поставщиками шерсти изначально были шумерские храмы, ибо располагали обширными пастбищами и тучными стадами.
Лица же частные получали шерсть от храмов - в виде «кормления» и «содержания». Либо же покупали шерсть на рынке - возможности разводить овец на своих небольших участках они не имели.
Первоначально для получения шерсти овец и ягнят выщипывали. Лишь на рубеже VII и VI веков, когда были изобретены железные ножницы - выщипывание сменилось стрижкой.
Первые металлические ножницы, кстати, мало напоминали современные - они скорее походили на пинцет, снабжённый двумя лезвиями на концах. И годились только для стрижки овец.
Снятая шерсть подвергалась очистке и промывке. Лён, соответственно, трепали и прочёсывали. После чего шерсть и лён пряли - обычно женщины, используя веретено с пряслицей.
Овечья шерсть, в натуральном своём виде, виде могла быть только белой, бурой и чёрной. Потому ещё до прядения её передавали красильщику. Лён же, напротив, окрашивали уже после прядения.
В качестве красителей - марена и охра. Секретом же окрашивания тканей пурпуром - владели только финикийцы. Однако чаще всего ткань, особенно шерстяная, просто отбеливалась на солнце - так как красители были привозными, и стоили они недёшево.
Обычно каждая семья обеспечивала себя тканью для одежды сама. Шумерские же храмы, владея большими стадами мелкого скота, ещё в III тыс. до н.э. располагали ткацкими мастерскими с целым штатом работниц.
Трудовые процессы в этих храмовых мастерских были специализированы - одни женщины занимались очисткой льна, другие - мытьём шерсти, третьи пряли, четвёртые ткали, пятые вышивали и т.д. Кроме того, мастерские эти обучали работниц своему ремеслу. Первоклассная ковровщица или прядильщица виссона получалась лет за пять.
А вот ткачихи, в зависимости от материала, с которым имели дело, подразделялись на мастериц льноткачесва и шерстоткачества. Знаменитые вавилонские ткани, не уступающие египетскому виссону, выделывались на простых горизонтальных станках именно ими.
Ткачество было весьма трудоёмким занятием - изготовление отреза длиной в аршин и шириной в локоть требовало около шести часов кропотливого труда.
А выделка скажем, узорных тканей и вовсе требовала особой квалификации - золото и серебро требовалось очень тонко расплющить молоточком, да нарезать тонкими ломтиками, и только потом - вытянуть в нити. Работа была весьма сложна - дневная норма выработки одной мастерицы составляла всего лишь ладонь (три вершка) такой ткани.
© «1001vopros», при копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.