Наш современник употребляет слово «мученик» преимущественно для обозначения человека, покорно принимающего физические или душевные страдания ради какой-то цели. Чаще такое употребление имеет иронический характер.
Для верующих же, точнее для христиан, это слово означает человека, свидетельствовавшего о Христе под угрозой физической расправы, не предавшего свою Веру «даже до смерти» (см. послание к Филиппийцам 2:6-8) и ставшего после своей кончины святым. Так как у этого слова весьма пространное значение, если переводить с греческого, то не стоит понимать мученика лишь как человека, испытавшего страдания. Для того времени пытки были обычным делом в судебной практике. Но вот основное значение слова Μάρτυς - «свидетель» - гораздо важнее. Мученики для греков-христиан были свидетелями веры, они были не пассивными страдальцами, а активными борцами.
Понятие мученичества неразрывно связано с гонениями на христиан, систематически происходившими со времен правления императора Нерона и угасшими к началу четвертого века при императоре Константине (Миланский эдикт 313 года).
Постоянное притеснение и преследование не только не останавливало христиан, но придавало им сил и убеждало в правильности своего пути к Истине. Конечно, не все могли вынести жестокие издевательства и пытки, многие все же отреклись от Христа и вернулись в язычество. Известно, что вскоре после утверждения христианской религии, как государственной в Римской империи, некоторым отступникам было даровано прощение, и они смогли вновь войти в ряды верующих.
Церковь категорически не признавала мучениками отошедших от Веры еретиков, схизматиков, раскольников и прочих «неугодных». Когда активно шла борьба с ересями, в различных городах регулярно созывались соборы, на которых велись бурные дискуссии по поводу истинности тех или иных утверждений о Вере, Троице и так далее. На одном из таких соборов в 343 году (Лаодикийский собор) были приняты правила, выражавшие недвусмысленное отношение Церкви к этим «лжемученикам», и строжайше запрещавшие членам церкви посещать их захоронения.
На принятии закона о свободном исповедовании христианства (Миланского эдикта) история мученичества, увы, не заканчивается. В конце 15 века появляется термин «новомученики», который обозначает христианских святых, пострадавших за Веру от рук иноверцев или представителей атеистических режимов в относительно недавнее время.
© «1001vopros», при копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Для верующих же, точнее для христиан, это слово означает человека, свидетельствовавшего о Христе под угрозой физической расправы, не предавшего свою Веру «даже до смерти» (см. послание к Филиппийцам 2:6-8) и ставшего после своей кончины святым. Так как у этого слова весьма пространное значение, если переводить с греческого, то не стоит понимать мученика лишь как человека, испытавшего страдания. Для того времени пытки были обычным делом в судебной практике. Но вот основное значение слова Μάρτυς - «свидетель» - гораздо важнее. Мученики для греков-христиан были свидетелями веры, они были не пассивными страдальцами, а активными борцами.
Понятие мученичества неразрывно связано с гонениями на христиан, систематически происходившими со времен правления императора Нерона и угасшими к началу четвертого века при императоре Константине (Миланский эдикт 313 года).
Постоянное притеснение и преследование не только не останавливало христиан, но придавало им сил и убеждало в правильности своего пути к Истине. Конечно, не все могли вынести жестокие издевательства и пытки, многие все же отреклись от Христа и вернулись в язычество. Известно, что вскоре после утверждения христианской религии, как государственной в Римской империи, некоторым отступникам было даровано прощение, и они смогли вновь войти в ряды верующих.
Церковь категорически не признавала мучениками отошедших от Веры еретиков, схизматиков, раскольников и прочих «неугодных». Когда активно шла борьба с ересями, в различных городах регулярно созывались соборы, на которых велись бурные дискуссии по поводу истинности тех или иных утверждений о Вере, Троице и так далее. На одном из таких соборов в 343 году (Лаодикийский собор) были приняты правила, выражавшие недвусмысленное отношение Церкви к этим «лжемученикам», и строжайше запрещавшие членам церкви посещать их захоронения.
На принятии закона о свободном исповедовании христианства (Миланского эдикта) история мученичества, увы, не заканчивается. В конце 15 века появляется термин «новомученики», который обозначает христианских святых, пострадавших за Веру от рук иноверцев или представителей атеистических режимов в относительно недавнее время.
© «1001vopros», при копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.